Жизненный цикл семьи

На протяжении своего жизненного цикла семья проходит определенные этапы развития. Каждый из них имеет свои задачи.

[Картинка]

Переход с одного этапа на другой происходит через кризисы.

Кризис — это ситуация, когда старые способы взаимодействия перестают работать, а новые пока не выработаны.


Обычно кризис становится вызовом для членов семьи: учиться взаимодействовать друг с другом по-новому — непросто. В случае конструктивного разрешения кризиса семья успешно переходит на следующий этап развития. Если же выстроить новые способы взаимодействия не удается, семья может распасться.

О том, каковы задачи каждого из этапов, а также что помогает семье проходить кризисы успешно  — читайте дальше.

Монада

Этап, когда человек уходит из родительской семьи и начинает жить отдельно. На этом этапе формируется финансовая и эмоциональная независимость от родителей.

Задачи этапа: понять свои желания и потребности, отделить собственные установки от установок родительской семьи, сформировать свои планы на будущую жизнь.

Ухаживание

На этом этапе партнеры знакомятся друг с другом и решают, хотят ли они быть вместе. В этот период зарождаются и развиваются романтические отношения, которые могут перерасти в брак.

Ухаживание может стать важным ресурсным периодом для пары — своеобразной «подушкой безопасности», которая создает запас прочности на будущее, сближает партнеров и дает прочный фундамент для отношений.

Чтобы так получилось, в этот период особенно важны:

— изобретательный секс,
— внимание и забота,
— сюрпризы,
— много разговоров.

Задачи этапа: обсудить планы на будущее — совпадают ли они; обсудить взаимные ожидания — как каждый из партнеров видит свою роль и роль второго партнера в будущей семье.

Диада

Этап, когда мужчина и женщина начинают жить вместе без детей. На этом этапе они должны договориться, по каким правилам это будет происходить. Легче выработать внешние правила: разделить семейные обязанности, найти баланс между совместным и раздельным времяпрепровождением, договориться, кто зарабатывает деньги и как ими распоряжаться и т. д.

Сложнее формировать правила, связанные с более глубинными вещами: как общаться так, чтобы беречь и учитывать потребности и желания друг друга, как уважать и ценить отношения, как управлять своими эмоциями и чувствами, как ставить совместные цели, как поддерживать друг друга.

Задачи этапа:
— распределить семейные роли и обязанности,
— установить общий семейный бюджет,
— решить вопросы лидерства,
— пройти «притирку», адаптацию друг к другу (ценности, интересы, характер, индивидуальность, сексуальность, профессия, личные цели каждого из партнёров),
— обозначить основные планы и жизненные цели,
— договориться об организации досуга и отдыха,
— установить отношения с родителями и родственниками каждого из супругов.

Рождение первого ребенка

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе и делает ее уязвимой к воздействию различных стрессоров. Происходит изменение структуры семьи: отношения в паре теперь реализуются теперь в двух планах — супружеские (между мужем и женой) и родительские (между отцом и матерью, воспитывающими ребенка). Координация этих двух планов отношений представляет сложную задачу.

После рождения ребенка возникает объективная необходимость перераспределения ролей и обязанностей в семье. Также этот период характеризуется высокой утомляемостью и риском дистанцирования между супругами. Если отец оказывается отстранен от ухода за младенцем и воспитательных функций, он может испытывать ревность к ребенку и нехватку близости с супругой. Это деструктивно сказывается на супружеских отношениях и формировании отцовской позиции.

Задачи этапа: формирование новых ролей отца и матери, забота о правильном развитии младенца, распределение семейных обязанностей в новых условиях, установление новых отношений с бабушками, дедушками и другими родственниками, выработка стратегий и методов методов воспитания ребенка.

Рождение второго ребенка

С появлением второго и последующих детей семья повторно проходит этап перераспределения обязанностей и ответственности. Помимо этого возможны конфликты между детьми и борьба за внимание родителей.

Задачи этапа: адаптация к потребностям детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, распределение внимания между детьми, умение решать конфликты между ними, решение вопросов личного пространства.

Введение ребенка в социум

На этом этапе «домашний» ребёнок идет в детский сад или школу, и семья соприкасается с внешним миром и его требованиями. Для родителей это становится своеобразным экзаменом на то, насколько они функциональны и эффективны в вопросе воспитания.

Задачи этапа: выявление норм и отклонений в развитии ребенка, коррекция в случае необходимости. Организация всестороннего развития ребёнка, выбор занятий в соответствии с его интересами и склонностями. Приобщение ребенка к домашним обязанностям и их совмещению с учёбой. Восстановление профессиональной деятельности после декретного отпуска.

Подростковый возраст ребенка

На данном этапе дети-подростки заявляют права на признание их нового статуса — статуса взрослого. Это приводит к необходимости перестройки отношений между родителями и детьми.

Помимо этого родители на данном этапе сами проходит кризис середины жизни, который требует подведения промежуточных итогов и переосмысления целей и приоритетов. Пересечение кризисов создает особую уязвимость семейной системы. Именно на этой стадии наблюдаются максимальная тревожность и незащищенность членов семьи.

Задачи этапа: признание права подростков на взрослость, наделение его новыми правами и обязанностями. Преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития, профессионального и карьерного роста.

Опустевшее гнездо

На данном этапе дети покидают дом и начинают жить отдельно от родителей. Супруги перестают выполнять функции воспитания детей, но при этом сохраняют профессиональную и социальную активность.

Задачи этапа: формирование отношение «взрослый — взрослый» между детьми и родителями, поиск супругами новых смыслов нахождения друг с другом.

Период жизни после отделения детей

На этой стадии старшие члены семьи обычно выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Происходит финансовый сдвиг. В силу возраста могут возникать проблемы со здоровьем, изменяются сексуальные отношения.

Задачи этапа: сохранение прежних или нахождение новых интересов, поиск новых форм взаимодействия в супружеских парах, осуществление социальных ролей дедушки и бабушки.

Смерть одного из супругов

С уходом одного из супругов жизненный цикл пары завершается, и второй супруг переходит на стадию монады. Также возможно повторное вступление в брак.

Задачи этапа: адаптация к новым условиям жизни, выбор — жить одному, в семье своих детей или создать новые отношения и, возможно, новую семью.

Дальше